[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 –
6(206)
ОТ
ВОРОТ «ЧЕЛСИ» ДО ВОРОТ СБОРНОЙ РОССИИ
Леонид Кацис
Мне редко приходится писать не в литературную, а в политическую
рубрику, тем более в «Актуалии». Еще реже, быть может первый раз в жизни, поводом
к включению компьютера оказался спорт. Однако июнь 2009 года неожиданно, но довольно-таки
жестко соединил в себе все три названные темы, прибавив к ним еще и антисемитизм.

Впрочем, все по порядку. Начнем с футбола. Три месяца тому назад российские
СМИ облетело драматическое для всех российских болельщиков сообщение: великий голландец
Гус Хиддинк, выведший доселе безнадежную российскую футбольную сборную на третье
место в Европе и готовящий ее к борьбе за выход в финальный турнир чемпионата мира,
поддался на увещевания Романа Абрамовича – бросился по совместительству спасать
лондонский «Челси». Сам Хиддинк сказал, что его отношения с Романом Абрамовичем
таковы, что отказать ему голландец просто не может.
И впрямь, к моменту, когда этот текст сдается в печать, «Челси» выиграл
уже пять матчей, один свел вничью, но этого хватило для выхода в следующий круг
Кубка чемпионов.
Пусть так, но подобным «актуалиям» место в спортивных газетах, а не
в «Лехаиме». Но тут вмешивается в дело литература. Моя почта принесла конверт из
Еврейского университета в Иерусалиме, в котором работает Центр Видала Сассуна по
изучению антисемитизма.
В 32-м выпуске серии «Анализы текущих направлений в антисемитизме»
читаю брошюру замечательного израильского литературоведа, автора книги о русских
писателях-евреях в годы Октябрьской революции, издателя полного собрания сочинений
Исаака Бабеля на иврите (2008) и монографии «Перечитывая Диккенса/Перечитывая город»
профессора университета Бен-Гуриона в Беэр-Шеве Эфраима Зихера «Мультикультурализм,
глобализация и антисемитизм: случай Британии» (2009). А там как раз то, что задело
меня за живое, – футбол, «Челси», Роман Абрамович и, наверное, кем-то уже подзабытый
израильский тренер клуба Авраам Грант. Тот самый Грант, который вывел свой клуб
в финал Кубка чемпионов, однако проигравший, кажется по пенальти, этот финал в
Москве на глазах все того же Романа Абрамовича. Впрочем, после Гранта был еще кто-то,
кто довел «Челси» до необходимости спасения клуба Хиддинком, но про него брошюр
не пишут, тем более в серии об антисемитизме. Чего тут интересного: итальянец ли
ты в глобализованном мультикультурном мире, бразилец или кто угодно, если тренер
ты хреновый, которому ни до какого финала Кубка чемпионов не дойти.
Иное дело – Авраам Грант. Ведь он не просто еврей, не просто израильтянин,
а человек, способный в день памяти жертв Холокоста прийти на стадион с черной повязкой
на рукаве. А после матча пойти на мемориальную церемонию соответствующей направленности.
Для израильтянина, сына пострадавших в Холокосте родителей, это кажется вполне нормальным,
если не обязательным, тем более в современной «толерантной» Британии.
В той самой Британии, о веротерпимости и национальной толерантности
которой нам рассказывали псевдоисторические байки. Может быть, кто-то еще помнит,
как Черчиллю якобы задавали вопрос: «Почему в Англии нет антисемитизма?» – а он
якобы отвечал, что англичане не считают себя глупее евреев. (Теперь, наверное, сочли…)
Антисемитская напряженность достигла таких размеров, что еврейская
община была вынуждена обращаться в Скотланд-Ярд. А самому Гранту, как рассказывает
профессор Зихер, угрозы приходили в конвертах с подозрительным белым порошком либо
в угрожающих e-mail’ах.
Интервью и сообщения на эту тему появлялись в «Маариве», статьи были
в «Гардиан» и т. д., но здесь мы об этом ничего не знали.
Зато зимой 2009 года, когда российских биатлонистов отстранили от соревнований
за употребление допинга, а их шведские и немецкие коллеги явно перешли грани приличия
в общении с теми русскими, которых никто от соревнований не отстранял, и российские
болельщики (правда это или нет) стали якобы посылать СМС-ки хулиганского содержания
на телефоны шведских тренеров, те незамедлительно поставили вопрос об отмене этапа
Кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийске из-за проблем с безопасностью. К сегодняшнему
дню пыль улеглась, однако на зубах еще поскрипывают песчинки. Что позволено шведу
в толерантной Европе – не позволено еврею и израильтянину.
Напомним и о том, что из-за антисемитских демонстраций вокруг стадиона
в «нейтральной» Швеции весенний матч теннисного Кубка Дэвиса проходил (из соображений
безопасности участников израильской команды и вследствие антисемитских демонстраций)
без зрителей, не исключено, что арабского, а не «твердого нордического» происхождения.
Но и для Швеции, и для Британии это ничего не меняет. Ведь благородные борцы с «сионистским
врагом» являются полноправными гражданами свободной Европы или, на худой конец,
обладателями евросоюзовского вида на жительство.
А вот как это выглядело в Лондоне. Все началось, когда Дэвид Меллор,
пишущий в лондонской «Ивнинг стандарт», 20 сентября 2007 года обвинил владельца
клуба Романа Абрамовича в действиях, напоминающих Калигулу, вводящего в клубе режим
«беспорядочной скачки».
Напомним, что именно Калигула ввел своего коня в римский сенат. Честно
говоря, весь этот «стилек» поразительно напоминает одно из не самых почтенных прозвищ
московского ЦСКА – «конюшня», а ведь, как известно, Роман Абрамович имеет и к этому
клубу некоторое отношение.
Напомним еще кое о чем, что не стал упоминать Эфраим Зихер. Читатели
русской поэзии помнят, наверное, что одна великая поэтесса говорила, будто Борис
Пастернак похож сразу на араба и его лошадь. Так вот, не на характерную ли еврейскую
внешность Гранта намекает Дэвид Меллор?! Однако читаем дальше: «Пишущий в онлайн-газете
“Гардиан” Алекс Стейн, чье имя может быть достаточным индикатором его этнической
принадлежности даже и без декларирования его “племени” (так у Э. Зихера. – Л. К.),
в первых строчках его статьи удивлялся, будет ли это “хорошо для евреев”, если уж
вся история “дозрела до стадии теории еврейского заговора”».
Замечательно и название статьи Стейна: «Да, но кошерно ли это?» Когда
видишь такое, приходит на ум мысль: а не сами ли денационализованные ассимилянты,
боящиеся за свою достаточно обеспеченную жизнь на Британских островах, хотят избавиться
от раздражающих израильских потомков жертв Холокоста и безобидно комментировать
итало-бразильско-голландские проблемы игры, родившейся, как считается, на Британских
островах…
Но и это еще не все. Ведь одного Гранта английским «футбольным специалистам»
мало, нужен все же и хозяин клуба. И он появляется в соответствующих публикациях
незамедлительно: «Мартин Сэмьюэл, главный футбольный корреспондент “Таймс”, ставит
под вопрос квалификацию Гранта и заявляет, что только теневые операции еврейского
магната Романа Абрамовича могут объяснить его приглашение».
И далее Э. Зихер приводит цитату из статьи с характерным названием
«Приглашение Авраама Гранта делает “Челси” не более чем игрушкой богача». Вот она:
«Для понимания Абрамовича важно учитывать, что сильнейшее культурное влияние на
его жизнь оказывает не национальность, но его судьба. В ранние дни “Романова нашествия”,
когда владелец (“Челси”. – Л. К.) был фигурой несколько загадочной, отмечалось влияние
на этого нового человека скорее его еврейского наследия, более сильного, чем его
русские корни. Именно так он связывался с его внутренним кругом. Абрамович забавляется
со своей “челсовской штучкой” (Chelski schtik), но это не то, что он есть в действительности».
Этот полужаргонный текст, свойственный далеко не всем публикациям респектабельной
«Таймс», перевести довольно трудно. И тут без помощи профессора-литературоведа не
обойтись. А комментарий Эфраима Зихера связан как раз со стилистикой текста Мартина
Сэмьюэла: «Сэмьюэл передразнивает американо-еврейский сленг (еврейский код) и утверждает,
что Абрамович был поддержан израильским агентом (мастером сомнительных делишек)
и русскими деньгами (коррумпированной мафией), которая также оплачивает разгульные
вечеринки поп-звезд, которые залетают из России. Другими словами, все дело выглядит
как “еврейский бизнес”: “Челси” не столько русский, сколько кошерный».

Еще лучше, чем этот «конспирологически антисемитский» текст, комментарий
израильского филолога: «Это может выглядеть остроумно и озорно, и футбольный (со
стилистическим американизмом soccer в названии английского football’а. – Л. К.)
эксперт “Таймс” может не вызвать подозрения в антисемитизме; что выделяется здесь,
однако, это то, как порознь, не взаимосвязанные отсылки к еврейским скрытым мотивам
входят в длинную историю стереотипизации “еврея” как ловкача и конспиратора, поддерживающего
международный и космополитический бизнес, связанный с сообществом своих единоверцев
во всем мире».
Однако дело здесь не только в россиянине и экс-губернаторе Чукотки
соответствующего происхождения, само обсуждение которого еще недавно выходило за
пределы политкорректности. Дело здесь в антиизраилизме современной Европы (выходящем
за пределы политкорректности, перейденные уже в разговоре о хозяине «Челси») и в
явном изменении этнорелигиозного состава населения Старушки Европы, из-за своего
преклонного возраста и немощи разучившейся воспроизводить европейцев.
Поэтому-то футбол и оказывается, по мнению израильского профессора,
важным индикатором отношения плебса с английскими паспортами к евреям. Того самого
отношения, которого в открытую англичане в Англии проявить побоятся. Однако мы
сейчас не будем продолжать анализ превращения английских команд в «жидовские» по
мере появления у них еврейских владельцев или израильских тренеров. Ведь в глобализованном
мире, сколько бы нам ни твердили обратное, все народы (по англичанину же Дж. Оруэллу)
равны, но некоторые – равнее. И здесь никакая «политкорректная» глобализация не
поможет.
Поэтому вернемся к нашим российским «коням» («ЦСКА») и «свиньям» («Спартак»).
Попробуем предсказать, какие варианты возвращения Хиддинка от Абрамовича ждут нас
теперь по истечении трехмесячного «одалживания» голландского специалиста в «Челси».
Первый и самый простой: российская сборная выходит из отборочной группы
чемпионата мира. Следовательно, английская гастроль ничему не помешала. А уж что
там будет на самом чемпионате, с «Челси» и Романом Аркадьевичем никак не связано.
Второй вариант: российская сборная проигрывает первые после-«челсовские»
матчи, и именно этих очков не хватает в итоге для выхода из группы. Тут почти неизбежно
последуют выводы от мистических до физических и психологических.
То ли у Хиддинка, как сказал один из футболистов, может не хватить
фарта на две команды, то ли чукотский губернатор «предаст» интересы России из-за
своих личных клубных интересов, то ли общая «симпатия» нашего народа к бурным 90м выльется в знакомое сочетание с
обычным антисемитизмом.
Не будем забывать, что сама по себе болельщицкая среда не только в
великой Британии, но и в сегодняшней великой России вполне ксенофобна. Поэтому последствия
дружеской помощи не какого-то там российского клуба своему английскому собрату,
а сборной России частному английскому клубу, принадлежащему Роману Абрамовичу, могут
вылиться в серьезную проблему.
Поэтому-то мне и захотелось познакомить читателей с небольшой брошюркой
Эфраима Зихера. Ведь, как говорят разведчики, предупрежден – значит, вооружен.
Что же касается собственно футбола, то будем надеяться, что игроки
российских клубов, входящие в сборную России, получат после вылета их клубов из
еврокубков этого года достаточно времени для отдыха и игровой практики в рамках
чемпионата России, а игроки сборной, входящие в состав ведущих клубов Европы, наберутся
там игровой практики и научатся футбольному уму-разуму «на Западе у чуждого семейства».
По-видимому, в отличие от того, что имел в виду Осип Мандельштам, когда писал эти
строки в стихах «К немецкой речи» незадолго до начала тотального уничтожения евреев
Европы, когда говорил о возможности «поучиться достоинству и чести» у этого (тогда
германского) семейства, сегодня уже у англичан, судя по всему, учиться нечему.
И это еще один актуальный урок заканчивающейся трехмесячной гастрольной
каденции тренера сборной России Гуса Хиддинка в клубе Романа Абрамовича «Челси».
ЛЕХАИМ - ежемесячный
литературно-публицистический журнал и издательство.